ДРУЗЬЯ И ПОДДЕРЖКА

Василий АЗЕМША, скульптор:

Я хочу сказать, что вы затеяли очень хорошее дело. Почему - это трудно объяснить, но, то, что оно хорошее - несомненно. Это будет церковь, на которую, увидев ее, проходя мимо, будет приятно перекреститься. И желание твое будет ничем не испепелено. Потому, что мимо Казанского собора ходить уже трудно,- Матвиенко, тонвагены, - приезжают, запись, целуются,- патриарх говорит с Лужковым, и так далее. К вере это не имеет никакого отношения, но мы же люди, и нас это обижает, и в известной степени нервирует, а церковь, которая будет у вас, в тех местах, она свободна от этих вещей,- они ведь туда никогда не приедут, и ты можешь креститься на нее, проезжая по Свири, проходя по Свири, и… В конце концов, мы так много наломали, все, что сделать что-нибудь - это уже благо. Я понимаю, что, может быть, местные жители говорят, что, сначала асфальт бы провели, да увеличили бы пенсию, мол, Бог у нас и так есть, но ведь не одни они. И мы должны понимать, что наша жизнь подверстана к жизни наших родителей, и совершенно пристегнута к жизни наших детей, и, в каком-то смысле, мы их направляем, уж как можем, наивно… А это направление далеко не самое плохое. Конечно, нельзя забывать о том, чем человек жив,- он жив, как известно, не хлебом единым, но ведь и не верой единой. Современный человек, двадцать первый век… Нельзя молитвой и верой лечить болезни, хотя и это бывает, но, вообще, нужна и медицина, и стоматология, не знаю, и здравоохранение, и школы, и все, что угодно, но, тем не менее, если другого нет, если нет какого-то духовного стержня, что ли, то все это вдруг приобретает какой-то ужасный, законченный, и, известно, дьявольский смысл, потому, что, одна игрушка требует за собой другую, третью, четвертую, это все-таки попытка не на чем-то остановиться, а ощутить и понять, что есть такое, что держит нас в своей руке. Но есть один, кто держит все паденья, с великой нежностью в своей руке. И если вера дается как дар и благо, как музыканту слух, как художнику глаз и так далее, то… если просто в глазу твоем возникает эта церковь, то у тебя, сирого и тупого, возникает шанс. Он может быть. Видя это, будет легче приобщиться к тому, что я считаю благом и даром.

Василий Аземша в Интернете


Вячеслав БУТУСОВ, музыкант:

Как архитектор и прихожанин, отвечу на вопрос так: храмы нужно восстанавливать потому, что, во-первых, это место совместной молитвы; во-вторых, храмы, как и любая постройка, ветшают и разрушаются; в-третьих - храмов должно быть много, чтобы не было столпотворения в них.

сайт Вячеслава Бутусова и группы "Ю-Питер"


Игорь ВОЛОШИН, кинорежиссёр:

Раньше я фотографировал все храмы, которые видел. Их было много и снимал я их на фотопленку, еще когда ездил по глубинкам России. Это были сплошь заброшенные, а порой совсем "убитые" церкви. Потом я стал жить в Москве. Но и в столице руин было не мало. Я все время глядел на них, как на что-то живое. Как на какую-то ошибку. Шел, оборачиваясь, пока хватало поворота головы. И я думал что, руины храмов - проекция внутреннего устройства нашего общества, лично меня, зеркало духовного мира современного человека.
На самом деле, это очень сложная тема - восстановление храмов. Ведь это не просто желание такое, это серьезный, и, может быть, важнейший, внутренний позыв в человеке. Он отражает, отчасти, то самое наше духовное, руинное состояние души. Может, нужду во врачевании, или, тягу к битве за культурное наследие, восхождение на трамплин, ведущий на небо. Восстановление храмов - один из самых наглядных типов обращения к Богу. Это диалог с Ним в ярко выраженной форме. Идешь по улице, видишь храм в лесах - ага, вот он, возглас человеческий, туда, наверх. Поэтому на каждой литургии вся православная церковь поминает "устроителей и благоукрасителей храма сего", потому, что они строители образа Царствия Небесного, здесь, на земле.
И вот простая ситуация. Мои друзья переезжают жить в деревню. И оказывается, что там нет главного - нет того самого образа Царства Небесного. Там нет Церкви, в которую можно прийти. Там не случается той самой "главной встречи с Богом", у Него же, у Бога дома. Такими встречами мы пренебрегаем в городах. Там они доступны, и, как бы, не обязательны в "полноте" городской жизни... И жизнь в новом месте становиться неполноценной, искаженной.
Но, хочется надеяться, что далее будет правильно - все. Когда в Храме Святого Апостола Фомы, засияют свечи, когда, спустя многие годы, там пройдет первый после реанимации крестный ход, когда прозвучит возглас священника - "Христос Воскрес"!
Вот, уже и хочется побывать там на Пасху!

Игорь Волошин в Интернете


Всеволод ГАККЕЛЬ, музыкант:

Я довольно-таки давно узнал то, что христианин. Я был в детстве крещен. Потом пришло какое-то осознание. Но я долгое время, считая себя православным, наверное, был все-таки каким-то своего рода протестантом. То есть, я, будучи христианином, мог вполне жить без храма. И вот только-только сравнительно недавно, каких-то несколько лет, я пришел в полное осознание того, что без храма жизнь христианина не имеет полноты. И, конечно же, если у нас есть достаточно сил, энергии и мы хотим, мы должны внести посильную лепту в восстановление храмов. Я не знаю с точки зрения архитектуры, памятник ли это какой-то эпохи. Нет, просто это та вещь, которая не утрачивает со временем то, что было заложено в ней, когда она строилась. Та любовь, с которой люди строили этот храм, она же наверняка там есть и нужно просто вдохнуть немножечко сегодняшнего дня. И, конечно же, это возможно, только если в этот храм будут ходить люди. И если в нем будут совершаться богослужения.

Всеволод Гаккель на сайте группы "Аквариум"


Олег ГАРКУША, поэт, шоумен:

Храмы раньше строились хорошо, они же красивые жутко были,- это красота немыслимая; нужно восстанавливать, естественно. Деньги нужны большие, но это важно для духовного восприятия, чтобы человек приходил не в магазин или еще куда, а в храм. Пришел, помолился, постоял, подумал, о близких, о родных, свечку поставил, записочку написал,- ну, как делают нормальные благоразумные люди. А в советское время, естественно, во всех храмах были там всякие овощебазы, и так далее, и так далее. Ужас! И строили хорошо,- взорвать не могли.

сайт группы "АукцЫон"


Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, музыкант:

Древние церкви - это история России, культура России, душа России. В них молились наши предки; они построены их руками и стоят на их молитвах. Если мы останемся без души, то и жить будет незачем: у кого нет прошлого, у того нет и будущего.
Тот, кто может помочь их восстановить - действительно спасает не только их, но и самого себя. И Россию.

сайт Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум"


Марк Иванович КОЛЯДА, реставратор:

Оживить церковь Богу угодно. Значит, нужно восстанавливать.

31 мая 2020 года Марка Ивановича Коляды не стало.
Он был научным руководителем и другом проекта реставрации Храма Апостола Фомы. Первые обследования на Храме он проводил еще в в 1979 году, и уже тогда был одним из лучших специалистов по русскому деревянному зодчеству.

Светлая память.


сайт "НИИ Спецпроектреставрация"


Алексей КОРТНЕВ, актёр, переводчик, музыкант:

Я, с вашего позволения, выскажусь от гильдии неверующих, каковых тоже, в общем, достаточно много. Самое парадоксальное,- вернее, ничего парадоксального в этом нет, как раз это абсолютно нормально,- что я считаю, что нужно не просто восстанавливать храмы, а восстанавливать и строить новые, потому, что помимо религиозной составляющей, в этом присутствует, ну, как бы, отпечаток культуры. Древней культуры, которая существует на этой земле. Культуры, которая взрастила и окормила огромное количество людей, лучших людей, родившихся здесь. Поэтому вне зависимости от отношения к религии,- я еще раз подчеркиваю, вы уж извините, пожалуйста,- я не религиозный человек и не собираюсь таковым становиться, но, упаси меня высшая сила, упаси меня Бог, сказать, что мне безразличны русские церкви. Это символы, это огни, которые горят на нашей земле, и я считаю, что этим нужно очень и очень серьезно заниматься.

сайт Алексея Кортнева и группы "Несчастный случай"


иеромонах КОСМА (Афанасьев):

Святые отцы говорят о том, что строить или восстанавливать храм стоит уже для того, чтобы там совершилась только одна Божественная литургия. Лично я в юношестве пришел к вере через Церковное искусство. В частности, через архитектуру. В процессе восстановления храма я обрел веру. Мне стало интересно, что же происходит в этом прекрасном месте. Если до этого я знал, что туда приходят, чтобы поставить свечки, то после я понял, что в храме происходят неземные вещи. Там человек встречается с Живым Богом и Вечностью на Земле.
Восстанавливать храмы - это богоугодное дело. Так же, как молиться и совершать добро. Через помощь в созидании Божьего Дома, Человек получает благодать и помощь в своем жизненном пути. И обретает веру надежду и любовь через посещения его. Позже я стал священником и участвовал в постройке нового храма. Я рыл фундамент со слезами радости и гордостью, что Господь сподобил меня участвовать в этом благом деле на земле.

Донской монастырь на сайте Патриархия.ru


Гавриил ЛУБНИН, художник:

Среди нас миллионы болящих. Многих уже не поставить на ноги. С кем-то произошел несчастный случай, кого-то намеренно изувечили. Одних возвращают к жизни, других со слезами отключают от аппарата. Требуются постоянный уход и поддержка близких, или даже чужих людей. Храмы - живые организмы, они, как и люди, нуждаются в лечении. И если есть надежда, любовь и терпение, храм можно восстановить. Мы полны чувств, душевных сил, терзаний и эмоций. Как знать наверняка, в какой церкви ты завтра окажешься, благодать обретешь, или, слезы умиления. Так пусть на всякий заброшенный гибнущий храм найдется свой врач-реставратор.

сайт Гавриила Лубнина


Артур МОЛЕВ, художник:

Данный вопрос - не вопрос, а утверждение. Если убрать "почему" и "зачем". Нужно и нужно. Для тех, кто был и для тех, кто есть. И для тех, кто будет. И особенно - на том месте, где храм и был раньше. И, по возможности, таким, каким он и был.

сайт Артура Молева


Дмитрий ОЗЕРСКИЙ, поэт, музыкант:

Работающий и ухоженный храм, как мне кажется, множит на нашей земле радость и благодать, а запущенный и разрушенный - наоборот, уныние и разврат, так как он не только является символом нашего отношения к вере и Богу, но и демонстрирует нам всем, от стариков и до детей, с рождения, что к этому можно так относиться. А так относиться нельзя.

сайт группы "АукцЫон"


игумен СЕРГИЙ (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на апостолов (Москва):

Без храма человек человеком не будет. Полноценным человеком. Ведь человек все-таки состоит из трех частей,- тело, душа и дух. Тело можно накормить, душу наполнить культурой, развлечениями, досугом, литературой самой лучшей, мировой, но есть такая область жизни человека, как дух, который отвечает именно за взаимоотношения добра и зла. И здесь без храма ничего не будет. Я родился и вырос в городе, где храмов не было вообще. Утром я вставал, завтракал, шел в кино, потом,- в городке было три кинотеатра,- шел в другое кино, потом шел обедать и в третье кино,- так проходили все дни. И я считаю, что чего-то я недополучил, какого-то очень важного кирпичика в фундамент моей жизни. И религию, православие, я открыл для себя только в семнадцатилетнем возрасте, а семнадцать лет до этого - они, считай, прошли впустую, мне очень жалко эти, по сути дела, потерянные годы. Я автостопом пол страны объездил, но все это сейчас вспоминается ровно настолько, насколько эти поездки касались духовных поисков. Моя настоящая жизнь началась с тех пор, как я встретился с Христом и христианством.
Без храма человек не может правильно расти и развиваться, ничего не выйдет. Даже если люди в Бога не верят, если они далеки от этого, или, еще хуже, когда не то, что не верят, а просто им безразлично,- это еще хуже, чем когда не верят,- то храм, это некий такой немой укор, некий такой знак вопроса, который рано или поздно возникнет. Как сказал в свое время Высоцкий,- если человек вырос нормальным, значит, правильные книжки он в детстве читал, а чтобы эту правильную книжку, святое евангелие, взять в руки, надо чтобы все-таки что-то к этому побудило. И есть надежда, что побудит человека именно храм.

сайт храма Сошествия Святого Духа на апостолов (Москва)


Артур СМОЛЬЯНИНОВ, актёр:

Храмы нужно строить и восстанавливать сегодня потому, что людям нужно место, где они могли бы находить утешение и радость бытия. И по подобию храма внешнего строить храм внутренний, возвращаться к Богу, к своей первозданности и естеству. И конечно, возносить благодарность Богу за все.

сайт Артура Смольянинова


Илья СИБИРЯКОВ, архитектор-художник, реставратор:

Восстанавливать разрушенные храмы нужно, ведь это прекрасная возможность для людей и особенно для архитекторов соприкоснуться с живым образцом народного традиционного зодчества. Храм - это гармоничное объединение стоительных навыков и приемов, освоенных и накопленных поколениями мастеров. Архитектор, вникая в тонкости, своими руками перебирая детали здания, иконостаса, обретает новое, более глубокое видение встающих перед ним архитектурных задач, и не только церковных. Проектируя новые здания, и храмы, и коттеджи, и фабрики, и детские сады, он сможет воплощать те художественные и духовные принципы, которые воспринял, восстанавливая храм, и которых так не хватает нашим новостройкам.

сайт Ильи Сибирякова


Cергей СТАРОСТИН, музыкант:

Я не сильный теоретик в этом вопросе, но с высоты лет своих могу поразмышлять. Вот, жил я без Бога, без Церкви не один десяток лет, и нажил немало скорбей по неверию своему, считая это всего лишь неприятностями или разными личными драмами, виноваты в которых все, кроме меня. Так я долго жил. Вроде, и добрые дела тоже делал, и мир познавал, но видел всё как-то однобоко, приземленно, как сам сейчас понимаю. В церкви бывал разве только с экскурсиями. И что? Шарахнуло по голове однажды так, что самому было уже не справиться. Тут, согласно известной поговорке "пока гром не грянет, мужик не перекрестится", обратил свои взоры на ближайший храм. Воцерковился, и в жизни случился переворот. Она обрела смысл - тот смысл, который с годами не рассеивается, не меркнет, а крепнет. И как-то по Божией воле стали ко мне прибиваться светлые люди, а тёмные потихоньку отошли в сторону, или сами открыли путь к свету. А что бы я делал - не случись рядом храма? Благо, в старой Москве их искать особо не надо было - они себя являют горящими куполами. И как теперь радуется душа при виде блеснувшего на солнце креста, а рука сама творит крестное знамение.
Как же на селе можно жить без духовного приюта, которым и является храм?.. Ведь с Богом в душе жило не одно поколение наших дедов и прадедов. А мы что - дети мира? Без роду, без племени?! Где-то так жить можно, но только не на пространствах России, намоленных в течение веков грешными и праведными нашими соотечественниками. Храмы во все времена, в основном, и строили и содержали сообща, всем миром. И мы не исключением должны быть из этого порядка, а правилом, то есть делом правым.

страница Сергея Старостина


Леонид ФЁДОРОВ, музыкант:

- Я думаю, что у нас так мало в жизни хорошего, или, скажем,- немного. Или не очень много. К каждой церкви был приставлен Ангел, который неотступно находится на этом месте вплоть до Cтрашного Cуда - независимо от того, разрушен храм или нет. Я думаю, ему будет приятнее находиться не на пустом месте.

сайт Леонида Фёдорова


Мы очень нуждаемся в Вашей помощи и надеемся, что совместными усилиями нам удастся превратить чудом уцелевшую, полуразрушенную деревянную постройку в единственный действующий в Ленинградской области храм, освященный в честь святого апостола Фомы, так как по окончании реставрационно-восстановительных работ храм будет передан Русской Православной Церкви.

Конечно, с одной стороны, восстановление деревянного храма требует несоизмеримо меньших средств, чем ремонт и восстановление каменного. Но с другой стороны, в решении этой проблемы мы лишены одного,- мы лишены времени. То, что происходит с каменной постройкой за десятилетия, с деревянной происходит за годы. А порой и за месяцы. Мы теряем то, что не сможем вернуть уже никогда. Мне очень хотелось бы верить, что если те люди, которые читают эти строчки,- не пожалеют, нет,- а просто не поленятся дойти до ближайшего отделения сберегательного банка и отправить хотя бы пятьдесят или сто рублей на восстановление храмов, нам удастся, всем вместе, если не оживить их, то, по крайней мере, остановить их разрушение. Для нас, для наших родителей и наших детей. Мне кажется, это очень важно. Потому, что храм это то место, где сплетается воедино и Красота, и История, и Вера. И Скорбь. И Надежда.

С уважением и благодарностью, Дмитрий Озерский.


Богоявленская церковь 1733 г., Палтожский погост близ Вытегры, Вологодская обл.
2007 г.
2009 г.


- Русская Православная Церковь в интернете -
- Православная церковная музыка и пение в интернете -